Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход                                       Суббота, 03.12.2016, 15:34 Гость  

Гость
ПОИСК ПО САЙТУ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ
ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ!
НАГРАДА САЙТА
 Диплом ІІ степени. 2-е место в областном конкурсе сайтов педагогов
Кликни!
ЗАКАЗАТЬ!
 ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПУБЛИКАЦИЯХ
Кликни!
ВАЖНЫЙ САЙТ
</center><!-- </bc> --></td></tr></table>
<!-- </block7220> -->

<!-- <block7003> -->
<table border=
ВАЖНЫЕ САЙТЫ
 Пролетарский отдел образования г. Донецка
 Донецкая общеобразовательная школа 126
 Донецький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
КНОПКА САЙТА
Школьный мир. Сайт учителя начальных классов Порошук Ирины Владимировны


ПОГОДА
ЛУЧШИЕ АВТОРЫ
  • Ирина
  • OlgaVasboxlbox77
  • атлантида
  • Анжеличка
  • Ленчик
  • багуся
  • Yanna
  • Linda
  • Mar1na
  • julyuv
  • Главная » Файлы » ШКОЛЬНЫЙ СУНДУЧОК » АТТЕСТАЦИЯ

    Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира.
    04.01.2014, 23:00

    «Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего
    мира через использование
    современных образовательных технологий»


    Из опыта работы:
    учителя начальных классов
    высшей категории
    Морозкиной Оксаны Евгеньевны


    Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
    В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий».
    Мой педагогический опыт по данной теме возник в 2010 году. Я обратила внимание на то, что многим ученикам не нравятся уроки окружающего мира. Дети, в основной массе, были пассивны на уроках.
    Мною был проведен мониторинг уровня развития познавательного интереса на уроках окружающего мира. Были получены следующие результаты:
     активно — положительное отношение к изучению данного предмета у 59% обучающихся 3 класса;
     положительное отношение у 14%;
     безразличное отношение у 27% обучающихся.
     Становление опыта продолжается и сейчас, так как проблему поиска путей повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира считаю актуальной.

    Для этого были необходимы следующие условия:
    1. Постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную активность учащихся.
    2. Наличие кабинета, который оснащен наглядными пособиями, современным оборудованием, медиатекой.
    3. Коллектив единомышленников (учитель-ученик).
    Целью опыта работы является:
    Создание условий для активизации познавательной активности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках окружающего мира.
    Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
    1. Создавать на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
    2. Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность как на уроке.
    3. Учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
    4. Выявлять условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.
    Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе опираюсь лишь на некоторые из них:
    1. Технология личностно – ориентированного образования.
    2. Технология использования игровых методов.
    3. Метод проектов.
    4. Технология обучения в сотрудничестве.
    5. Технология разноуровневого обучения.
    6. Информационно – коммуникационные технологии.
    Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности учащихся. И она реализуется через систему учебной деятельности, методическую работу.
    1.1. Технология личностно – ориентированного образования.
    Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
    Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России». Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому постоянно использую элементы развивающего обучения. Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Есть категория учащихся среди моих учеников, которых не удовлетворяет только работа с учебником, они изучают словари, рассматривают энциклопедии, исследуют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы, наблюдают, экспериментируют, ставят опыты.
    Так, например, по теме « « дети принесли очень много интересного материала о жизни животных данной местности.

    1.2. Технология использования игровых методов.
    В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения стараюсь работать творчески - уроки провожу разнообразно и увлекательно. Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю, необходимо применение дидактических игр.
    Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Дидактические игры использую как при изучении нового материала, так и при закреплении.
    Игра «Типография».
    В игре участвуют две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово.
    Игра «Живые буквы»
    К названному слову нужно прибавить одну или несколько букв, чтобы получилось название животного
    1.3. Метод проектов.
    Проектная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий. Проект в начальных классах – это возможно. В моем классе уже имеется положительный опыт такой технологии.
    Очень много проектов мои ребята составили и защитили по разделу «Наш край». Большую краеведческую работу провели по теме «Мое село родное»: узнали много интересного об истории возникновения села, о его жителях и достопримечательностях. Составили и защитили мини-проекты «Моя семья», «Животноводство нашего села», «Полезные ископаемые нашего края».
    Вся работа над проектом ведется как во время урока, так и во внеурочное время самостоятельно учащимися. Дети с радостью берутся за работу над проектом.
    Участие в проекте это для ученика:
    • Принятие самостоятельных решений;
    • Умение ставить задачи и задавать вопросы;
    • Умение работать в команде;
    • Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
    • Раскрытие индивидуального потенциала.

    1.4. Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
    Групповая работа, на мой взгляд, - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:
    • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
    • повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
    • расширяет межличностные отношения детей.
    Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.
    Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп.
    Так при изучении темы «Полезные ископаемые», дети по группам проводили описание данных им полезных ископаемых.
    Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе»
    При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшие в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы и т.д.) и на недостатки. Я считаю, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.

    1.5. Технология разноуровневого обучения (дифференцированный подход)
    Я считаю, что нельзя добиться успехов в обучении, если не использовать на уроке дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
    Как же осуществить дифференцированный подход? Как помочь каждому ребенку усваивать необходимые знания?
    Наибольшая возможность дифференциации учебной работы учащихся, по моему мнению, возникает тогда, когда начинается запоминание, систематизация знаний, особенно при организации различных видов самостоятельной работы. При проверке домашней работы или закреплении нового материала.
    В 4-м классе я предлагаю детям более сжатые планы работы.
    Покажу на примере инструкций, данных учащимся при самостоятельной работе по изучению нового материала (тема урока «Зона лесов»).
    Класс был разделен на 3 однородные (по уровню усвоения знаний) группы:
    I гр. – низкий уровень;
    II гр. – средний уровень;
    III гр. – высокий уровень.

    I группа II группа III группа

    «Животные леса»

    1. Прочитайте статью учебника (с.66), рассмотрите рисунки (с.64-67).
    2. Приготовьтесь рассказать классу о животных леса (используйте при ответе иллюстрации учебника и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».
    «Растения леса»

    1. Прочитайте статью учебника (с.62), рассмотрите рисунки (с.61, 63).
    2. Найдите в гербарии лесные растения.
    3. Приготовьтесь рассказать классу о растениях леса (используйте при ответе гербарий, рисунки учебника).
    «Какие бывают леса»

    1. Прочитайте статю учебника (с.60, 62), рассмотрите рисунки (с.60) и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».
    2. Найдите на карте и научитесь показывать зону лесов.
    3. Подумайте, какие леса растут в нашем районе?
    4. Приготовьтесь рассказать классу о разных лесах и их особенностях (используйте при ответе карту, таблицы).
    На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала).
    I группа II группа III группа
    Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в лесу. Между зоной тундры и зоной лесов лежит промежуточная зона – лесотундра. Почему она так называется? Как вы ее себе представляете? Сравните природу тундры и лесной полосы.

    1.7. Информационно- коммуникационные технологии
    Компьютерные технологии рассматриваю, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.
    Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.
    На уроках использую различные виды мультимедийных программ. Например, диск «Природа России» является хорошим помощником при изучении темы «Зона лесов» или «У Черного моря». При изучении нового материала и при закреплении изученного использую диск «Природа, человек, общество». Благодаря разнообразию функций мультимедийных пособий, в своей работе применяю их по нескольким направлениям. Они представлены в таблице:



    Заключение
    Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе приемы и формы активизации познавательной активности детей на уроках окружающего мира эффективны.
    Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. В конце 2011-2012 учебного года проводилось диагностическое исследование
    Результаты следующие:
    C каким настроением вы обычно идете на урок окружающегомира?
    Всего в классе - 15 учащихся
    1. Всегда с хорошим настроением 87% (13 человек)
    2. С хорошим чаще, чем с плохим 13% (2 человека)
    3. С равнодушием 0%

    Считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках окружающего мира позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению;
    активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.

    [b]
    Категория: АТТЕСТАЦИЯ | Добавил: ксюша
    Просмотров: 3369 | Загрузок: 0

    Похожие материалы
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    ПОИСК ПО САЙТУ
    УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
    МОИМ ПЕРВОКЛАШКАМ
    ДНЕВНИЧОК АВТОРА
    ФОРМА ВХОДА

    СЕЙЧАС НА САЙТЕ
    СЕЙЧАС НА САЙТЕ
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 3
    Пользователей: 1
    yuliyadolche

    СЕГОДНЯ БЫЛИ НА САЙТЕ:
    Ирина, штефан, yuliyadolche, privi76, мария5558, катюха883178, Irisha0813, Tori, gotmituns, antipova_, LarisaKopotova, galina9201, akimivleva, mivosa
    СТАТИСТИКА
    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
    БЫЛИ НА САЙТЕ
    free counters
    Автор сайта: Порошук Ирина ВладимировнаСделать бесплатный сайт с uCoz