Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход                                       Суббота, 27.02.2021, 23:59 Гость  

Гость
ПОИСК ПО САЙТУ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
РОДИТЕЛЯМ-О ДЕТЯХ
ДНЕВНИЧОК АВТОРА
НАГРАДА САЙТА
 Диплом ІІ степени. 2-е место в областном конкурсе сайтов педагогов
Кликни!
ЗАКАЗАТЬ!
 ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПУБЛИКАЦИЯХ
Кликни!
ВАЖНЫЙ САЙТ
</center><!-- </bc> --></td></tr></table>
<!-- </block7220> -->

<!-- <block7003> -->
<table border=
ВАЖНЫЕ САЙТЫ
Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования

Отдел начального образования ДРИДПО

 Пролетарский отдел образования г. Донецка

 Донецкая общеобразовательная школа 126

Пролетарский отдел образования г. Донецка

КНОПКА САЙТА
Школьный мир. Сайт учителя начальных классов Порошук Ирины Владимировны


МОИ САЙТЫ
Отдел начального образования ДРИДПО

Пролетарский отдел образования г. Донецка

Школьный мир. Сайт учителя начальных классов Порошук Ирины Владимировны
Главная » Файлы » Всё для первоклассника » Полезные статьи для родителей

Когда формируется характер?
27.11.2011, 12:09

Когда формируется характер? 


Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию.

Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим «особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы «идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях.

Что происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей и на старости лет рядом с нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек - наш сын или дочь? Вовсе нет! Во-первых, потому что идеальных людей нет, а во-вторых, потому что у родителей, целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей, желаемое редко совпадает с реальными предпосылками.

Причин тому есть несколько. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок - это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель - это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие - нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития стиль отношения к нему.

В основе - темперамент

Воспитание, а особенно формирование характера - невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое - характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать вразумительный ответ.

Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит?

К сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.

Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики человека:

1. Общая активность. В зависимости от ее выраженности ребенок может быть спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д.
2. Моторная сфера. Имеются в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни».
3. Эмоциональность, т.е. впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая-то ситуация может подействовать как серьезный раздражитель - малыш расстроится и расплачется, - то другой даже не заметит неприятности.

Нервная система малыша от рождения может быть сильной или слабой (слабой - не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок. Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками.

Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент - это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой.

Когда порядок имеет значение

Принимая во внимание темперамент ребенка, мы не должны забывать, что есть и другие факторы, которые также влияют на формирование характера. Один из важнейших - порядок рождения детей в семье. Старший, средний и младший ребенок обязательно окажутся в совершенно разных условиях развития. И как бы мы ни старались, нам не удастся полностью эти различия «сгладить». В чем же они состоят? Знать это нужно обязательно каждому родителю, воспитывающему более одного малыша.

Итак, рассмотрим, какие черты характера зависят от порядка рождения в семье?
Первый ребенок. Исследования показывают, что старший ребенок в семье часто проявляет трудолюбие, требовательность к себе и окружающим, организованность. Он серьезен, следует предписанным правилам, ориентирован на достижения, во многих ситуациях надеется только на себя, но при этом зависит от мнения других людей. Причина этих качеств кроется не в наследственном факторе, а в воспитании. Ведь ему уделяют неизмеримо больше внимания, чем другим детям, от него многого ожидают, родители поощряют его во всем, начиная с момента, когда он в первый раз улыбнулся. Какое-то из перечисленных свойств становится доминирующим - в зависимости от конкретных особенностей воспитания.

Средний ребенок. Ребенок, рождающийся в семье вторым, третьим и т.д., изначально оказывается в ситуации, когда ему приходится делить любовь родителей с кем-то еще. Здесь формирование характера идет или по пути подражания, когда младший ребенок во всем пытается быть похожим на своего старшего брата или сестру, или по пути конкуренции и соперничества. Во втором случае младший будет стараться выбирать способы поведения и занятия, максимально отличающиеся от того, чем занимается старший.

Если что-то вас в поведении одного из детей не устраивает, попытайтесь поговорить с ним «по душам», выяснить отношение к его брату или сестре. Не забывайте, что речь идет о формировании характера и личности вашего ребенка. А конфликты, не разрешенные и загнанные в подсознание, никому не принесут пользы.

Младший ребенок. Если сравнивать младших детей в разных семьях, то и в их характерах можно найти много общего. Обычно здесь есть две тенденции. В случае, если родители и старшие братья и сестры относились к малышу как к «младшенькому», «любимчику», он, скорее всего, вырастет общительным, любящим, возможно, немного рассеянным человеком.

Но ребенок будет демонстрировать другие черты характера, если в семье его не воспринимают всерьез, постоянно подчеркивают, что он самый маленький, слабый, глупый и т.д. Такие дети часто вырастают требовательными к окружающим, нетерпеливыми, импульсивными. Они постоянно пытаются доказать себе и другим, что чего-то стоят и достойны внимания.

«Почему» или «для чего»?

Психологи считают, что характер - это своего рода «лавирование» между наследственными чертами и окружающей средой - обстановкой в семье, характерами родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что что-то в ребенке задано природой, на что-то очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто «выше» характера, даже важнее его. Это личность человека, т.е. его мировоззрение, убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается где-то между врожденными основами психики и ценностными устремлениями. Великий физиолог Иван Павлов говорил, что характер - это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и воспитания).

Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о характере, - то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням сознания. Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка? Ответ очевиден.

Мировоззрение, определяя направленность растущего ребенка, его жизненные цели и устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется в своих поступках. И не учитывать эти составляющие человеческой личности при формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных форм поведения должно происходить в единстве с развитием мировоззрения, т.е. ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для чего?».

Секретный фарватер

Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как-то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего нужно начинать?

Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное, что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д. Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую сторону они могут быть направлены.

Более того, типологические черты характера также нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.

До первого звонка

Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Игры, в которые играют дети

Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия, они выполняют невероятно важную функцию. Играя, дети учатся жить. В игре формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на его формирование.

Участие взрослых в детской игре зависит от ее особенностей. У каждого возраста они свои: игра 2-летнего малыша кардинально отличается от того, как играют дошкольники.

На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки, ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей она заканчивается раньше, у других - позже.

Он пока не способен участвовать в совместной игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие, коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже игрушки предпочитает свои, а не чужие. Но это вовсе не означает, что малыш растет эгоистом и одиночкой. Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить от новых друзей в детском саду и на площадке.

Если же вы попытаетесь навязать ему товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера. Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить.

Особенно ярко черты характера начинают проявляться чуть позже, в 5-6 лет, когда начинается новая стадия игры ребенка - коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость, выдержка, смелость, начинает складываться привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.

Большое значение в этом возрасте имеют также простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований и личного примера взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки. Постепенно ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

Характер и школа

С поступлением в школу начнется новый этап формирования характера. Во время учебы ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил, с которыми ему приходится соотносить свое поведение. Бывший дошкольник привыкает к этому нелегко, но новые правила и обязанности играют важную роль - развивают организованность, привычку к систематическому труду, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. У ребенка начнут складываться новые отношения: с учителями, одноклассниками и просто школьными друзьями. Но уже сейчас, пока он дошкольник или делает свои первые в жизни шаги, в нем формируется та база, от которой, если верить древним мудрецам, зависит его судьба. И не только в школе.


Категория: Полезные статьи для родителей | Добавил: Ирина | Теги: родителям
Просмотров: 3299 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ
ФОРМА ВХОДА

УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ!
МОИМ ПЕРВОКЛАШКАМ
ПЕРВОКЛАШКА
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СЕГОДНЯ БЫЛИ НА САЙТЕ:
штефан, gotmituns, Dmitry
СТАТИСТИКА
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
БЫЛИ НА САЙТЕ
free counters
ПОГОДА
Автор и администратор сайта: заместитель директора по УВР, учитель начальных классов Порошук Ирина ВладимировнаСделать бесплатный сайт с uCoz

Старая форма входа